| ГЛАВНАЯ | КОНТАКТЫ |
  | НОВОСТИ | РЕЙТИНГИ | АНАЛИТИКА | ПРОГНОЗЫ | УСЛУГИ | ТЕХНОЛОГИИ |  
  Новости  
 
Квартира и машина - неужели капитал?

24 марта 2008 года

"Капитал - это фактор производства в виде стоимости, способной приносить прибавочную стоимость или убыток" (С) Wikipedia.org

В менталитет советского человека была заложена универсальная "модель счастья", другими словами адаптированная "общенациональная мечта": квартира и машина. С тех пор прошло немало времени, но этот стереотип по-прежнему прочно впаян в сознание и предопределяет большинство действий постсоветского человека и его детей.

Долгое время выражение "квартира и машина" составляло нашу систему жизненных ценностей. Но пришло время ломать стереотипы. И это хорошо подтверждает ипотечный кризис за океаном со всеми вытекающими последствиями. Разберемся для начала почему былые ценности нельзя называть капиталом.

Квартира не является капиталом по той причине, что она не средство производства или приумножения ценностей, а средство обеспечения естественных потребностей - потребностей в защите, сне и продолжении рода. Квартира (дом) оказывается не более чем обычным инструментом в большой системе обеспечения жизненных потребностей человека и его семьи. на самом деле покупка или строительство квартиры (дома) является не инвестицией в основной капитал, а просто удовлетворением жизненных потребностей.

Автомобиль - не капитал. Машина всего лишь средство передвижения и отдельно не в составе бизнес-системы не может рассматриваться как средство производства или обогащения. Следует учитывать, что автомобиль имеет ограниченный срок эксплуатации (жизни) и уже в первый год теряет в рыночной стоимости значительную сумму. Отсюда следует, что капитальные вложения в транспортные средства, которые не задействованы в системе бизнеса или бизнес-процессов изначально нельзя относить к сфере капитала.

В последние годы именно ошибочное восприятие жилья как капитала разогрело цены на недвижимость в Украине. Рост цен на недвижимость и землю в последние 7-8 лет воспринимался как "само собой разумеющееся" и не требующее каких-либо объяснений и предпосылок. Такой подход привел к полностью неадекватному ценообразованию, которое ни коим образом не увязывается с реальными доходами населения и общей экономической ситуацией в стране. Свою лепту в данный процесс внесли финансовые институты, которые, обеспечив рынок длинными кредитами, активно стимулировали ипотечное кредитование, придав росту цен галопирующие темпы.

Как ни странно, но подобное происходило и с автомобилями в период постепенного их удорожания, но в этот процесс вмешались законы экономики, которые при достаточно высокой насыщенности рынка выровняли ситуацию и вернули все в привычное русло: новая машина стоит дорого, подержанная - дешевле. Конечно, в данном сегменте коррекция цен не так заметна ввиду постоянного удорожания новых автомобилей, но тенденция уже налицо.

В последний год сознание общества еще не успело перестроиться, но вот экономические показатели не позволяют дальше двигать вверх цены даже с учетом сверхдлительных (более 30 лет) ипотечных займов. В ближайшее время должен все же произойти перелом восприятия и кардинальная переоценка понятий капитала в виде недвижимости. Стоит ожидать, что такой слом окажет очень сильное моральное влияние на население страны, и может сопровождаться ажиотажем вокруг других или смежных отраслей экономики, особенно относительно стабильности валют, курсов ценных бумаг и других альтернативных инструментов сохранения или приумножения финансовых накоплений (капитала).

Сейчас в стране наступает достаточно болезненный период переоценки базовых ценностей, таким образом представляя нам возможность воочию наблюдать корректировку цен на некогда "основополагающую и непоколебимую" ликвидность.

 
MPP Consulting
 

остальные новости >>>

   
Copyright 2005+ MPP Consulting